Pост российского рынка услуг по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) гражданских ВС иностранного производства активно привлекает иностранных инвесторов. По оценке консалтинговой компании ICF SH&E, расходы на техобслуживание и ремонт западных и современных российских ВС в России и странах СНГ могут вырасти к 2021 г. до более чем 4,5 млрд долл.


Пока основная борьба идет за заказы от российских эксплуатантов таких ВС, которые выполняются на зарубежных производственных мощностях. Однако новой тенденцией становятся попытки иностранных провайдеров инвестировать в проведение ТО самолетов внутри России. Аналитики ICF SH&E ранее предсказывали, что к таким действиям иностранцев должно было подтолкнуть вступление России в ВТО, которое уменьшит барьеры для зарубежных инвестиций.


Одним из первых в этом направлении начал действовать швейцарский провайдер SR Technics. В начале октября швейцарцы подписали соглашение о сотрудничестве с российской компанией "Восток Техникал Сервис" (ВТС), которая базируется во Внуково.


В соответствии с этим соглашением SR Technics будет оказывать содействие ВТС в оказании услуг по линейному и базовому обслуживанию самолетов Boeing 767, 737 Classic и NG, а также самолетов Airbus, по управлению поставками запчастей и, кроме того, в подготовке персонала. Швейцарский провайдер также будет помогать ВТС расширять свои возможности в рамках европейского сертификата EASA Part 145. Кроме того, техническое сотрудничество включает отработку бизнес-процессов — таких, как программы непрерывного улучшения.


Компания "Восток Техникал Сервис" была образована в 2011 г. на базе Внуковского авиаремонтного завода № 400 (ВАРЗ-400). Последний в мае 2010 г. прошел аудит Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA), подтвердивший, что предприятие соответствует требованиям EASA Part 145. В результате реструктуризации ВАРЗ-400 к ВТС отошли все сертификаты, персонал и все необходимое оборудование, собранное теперь на довольно компактной площади.


Как объяснил ATO генеральный директор ВТС Дмитрий Бурейченко, в наследство от ВАРЗ-400 компания получила возможности проведения базового обслуживания самолетов Boeing 737 (до C-check) и линейного обслуживания Boeing 757, а также ВС семейства Airbus A320 (A-check). Глава ВТС отметил, что совместно с SR Technics компания будет работать над расширением возможностей по ремонту Airbus A320 до уровня C-check. В качестве потенциального крупного заказчика на эти услуги он назвал базирующуюся во Внуково авиакомпанию "ЮТэйр", которая в следующем году начнет получать самолеты Airbus A321. Напомним, что сотрудничество ВТС с "ЮТэйр" началось в мае этого года, после того как к деятельности дочернего предприятия авиакомпании по ТОиР — "ЮТэйр-Техник" — были высказаны претензии со стороны EASA.


SR Technics, которая контролируется государственным инвестиционным холдингом Mubadala Aerospace из эмирата Абу-Даби, стала первым иностранным провайдером услуг по ТОиР, который вышел на российский рынок через местного партнера. "Соглашение о сотрудничестве с "Восток Техникал Сервис" является частью глобальной стратегии по линейному обслуживанию, направленной на расширение нашего присутствия в регионах с сильным потенциалом развития", — отметил президент швейцарской компании Андре Уолл.


Сам холдинг Mubadala Aerospace в ближайшем будущем намерен увеличить свой инвестиционный портфель в предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту авиатехники по всему миру. Гендиректор холдинга Джеймс Стюарт сфокусировался на достижении глобального охвата и масштаба бизнеса.
По словам Стюарта, компания очень хорошо действует на рынке и готова воспользоваться своими преимуществами, когда предоставляется такая возможность. Сейчас сеть организаций по ТОиР Mubadala Aerospace включает кроме SR Technics компании Abu Dhabi Aircraft Technologies (ОАЭ) и Sanad Aero Solutions с офисами в Абу-Даби и Цюрихе. Последняя была создана для лизинга двигателей и компонентов. Благодаря комбинации финансовых услуг при поставке двигателей и их послепродажной поддержке Sanad удалось выиграть несколько крупных контрактов.


"У нас очень хорошие позиции в Европе и в регионах Ближнего Востока и Северной Африки, — говорит Джеймс Стюарт. — Вероятно, имеет смысл получить что-то и в Азии". У группы также нет физического присутствия в Северной и Латинской Америке, но Стюарт пока не комментирует, заинтересована ли Mubadala в приобретении каких-либо частей обанкротившейся компании Aveos в Канаде.


По прогнозам Стюарта, рынок ТОиР ждет дальнейшая консолидация. "Только посмотрите, что происходит с авиакомпаниями и производителями компонентов, — говорит он. — Мы идем в авангарде этого процесса в нашем сегменте, но мы будем терпеливы в выборе подходящих возможностей для роста".

Клиенты и Партнеры

aviakoraviastarilkapokazantyvasoyaklogo